Трудно представить Даргинский театр без деятельного участия в его формировании, становлении и развитии художественного руководителя Мустафы Ибрагимова. Человека, мечтавшего когда-то стать летчиком, но посвятившего себя не менее трудной профессии артиста, режиссера. 7 августа 2023 года заслуженный деятель искусств РФ и РД отмечает свой славный юбилей.

Он пришел в Даргинский театр 3 октября 1961 года после окончания Аймаумахинской средней школы Сергокалинского района. Но когда начал выходить на сцену с небольшими ролями, чувствовал себя неуверенно и понял, что на данном этапе ему необходимо учиться. В 1962 году вместе со старшим братом, который и отговорил его поступать в авиационное училище, Мустафа поехал в Ленинград и стал студентом Института культуры им. Н. Крупской. Через год учебы братьев призвали в армию, где детская мечта частично сбылась.

В 1962 году вместе со старшим братом, который и отговорил его поступать в авиационное училище, Мустафа поехал в Ленинград и там стал студентом института культуры им. Н. Крупской. Через год учебы братьев призвали в армию и, таким образом, частично детская мечта молодого парня сбылась. «Отслужив 3 года в Тамбовском высшем военно-авиационном училище имени М. Расковой, я снова хотел поступить в летное училище, но и тут старший брат не дал мне сбиться с курса на искусство» – вспоминает Мустафа Абдиевич.

После возвращения из армии и окончания института, в 1972 году он был направлен в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии преподавателем Даргинской национальной студии. В 1973 году поступил в аспирантуру этого же института и завершил учебу в 1977 году под руководством народного артиста СССР Георгия Товстоногова по специальности «Режиссура драмы».

Художественный руководитель Даргинской студии при ЛГИТМиКе, мастер курса героя очерка Аркадий Кацман оставил такое напутствие Мустафе Ибрагимову и другим выпускникам даргинской студии: «Я хочу представить талантливых актеров, неспокойных людей, которые достойно понесут в будущем знамя дагестанской культуры… Они всегда ищут новое в искусстве, в котором, отнюдь, нет легких дорог. Только тот, кто идет без страха и смело вперед, достигнет побед!» Эти слова как отсылка к названию статьи вновь доказывают мужество талантливого режиссера, за плечами которого путь от артиста, заведующего литературной частью театра (1969 год), режиссера-постановщика (1985 год), ​ главного режиссера (1988 год) до художественного руководителя своего родного театра (2011 год).

Как известно, 70-е годы прошлого столетия принесли Даргинскому театру новый и столь необходимый творческий импульс. «Мустафа Ибрагимов, взяв в свои руки бразды правления художественной жизнью Даргинского театра с конца 70-х годов, продолжает по сегодняшний день воплощать на сцене гражданскую тематику, нравственную проблематику, вести через свои спектакли живой диалог со зрителями на политические, моральные, философские и другие важные темы… В последние десятилетия, когда духовные ценности оказались в загоне, когда миром стали править деньги и грубая физическая сила, когда интеллект, светлый ум и чуткое сердце, доброта, отзывчивость все более и более отодвигаются на задний план, Ибрагимов все настойчивее и упрямее обращается к теме нравственности, к проблемам человека и его следа в жизни, его поступков и жизненных проблем. Главный герой его постановок – человек труда, в которых основной конфликт завязывается между потребителями и созидателями, между подлостью и добропорядочностью, лицемерием, ложью и правдивостью, честностью. Здесь и вопросы взаимоотношения отцов и детей, морального климата в семье и обществе, бережного отношения к духовному наследию и окружающей природе, об отношении к власти и к общественной собственности, нравственных традиций и новых веяний и многие аспекты жизнедеятельности современного человека» – писала в одной из ранних статей друг и соратник юбиляра Гулизар Султанова – заслуженный деятель искусств РФ, кандидат искусствоведения.

Но, чтобы быть хорошим режиссером, нужно попробовать свои силы и в актерском мастерстве, которого у юбиляра в изобилии в любом возрасте. В его копилке более 10 ролей в спектаклях и в нескольких кинофильмах, а также звание лауреата республиканской премии им. Г. Цадасы за постановку спектакля «Момент истины» Р. Ибрагимбекова (1982 год).

С приходом в театр Мустафы Ибрагимова на афишах чаще стали появляется названия пьес, в основе которых стоит серьезная проблема. Это «Гончарный круг», «Горцы на досуге» А. Абу-Бакара, «Поединок» О. Бодыкова, «По скользкой тропе» Р. Ибрагимовой, «Должность» А. Айлисли, «Взятка» Ш. Аджинджала, «Свободная тема» А. Чхеидзе, «Чужое горе» Д. Дылгирова, «Прокурор» Г. Джагарова, «Мы еще посмотрим» Г. Юсупова, «Ох, ты, мир мой», «Абдал» М.-Р. Расулова, «Остановись, подумай» Р. Омарова, «Пламя любви» по стихам О. Батырая и др.

Он с самого начала прививает вкус к классике и добротной драматургии как артистам, так и зрителям. Одни названия пьес говорят сами за себя: «Святая святых» И. Друце, «Момент истины» Р. Ибрагимбеков, «Закон вечности» Н. Думбадзе, «Должность» А. Айлисли и другие. В то же время и сам режиссер не стоит на месте, продолжая познавать всю глубину своего призвания. Этому способствовали годы стажировки в знаменитом Московском художественном академическом театре под руководством народного артиста СССР Олега Ефремова в 1996-1997 годы.

Хочется отметить, что Мустафа Абдиевич приветствует, чтобы его артисты работали с разными режиссерами, зная, как полезно пробовать себя в разных режиссерских методах и почерках. И результат налицо. Ряд артистов, которых мы привыкли видеть в одной драматической тональности, в спектаклях приглашенных режиссеров раскрывают себя по-новому.

​ «Национальный театр – это и очаг, и душа народа, к которому приходят, чтобы согреться у вечного огня духовного наследия народа и чтобы поделиться самым заветным, наболевшим, сокровенным. Мы играем спектакли различных авторов, главное требование к пьесе – высокая художественность. Каждый новый спектакль для меня будто последний в жизни. Стараюсь вложить в него все, на что способен, а из актеров «выжать» все возможное. Театр – искусство коллективное. Сценарист, художник, режиссер, музыкант работают вместе. Но, конечно же, самая главная роль отводится артисту. Моя задача как режиссера – помочь выявиться его индивидуальности по линии сквозного действия всей пьесы. Пробудить и укрепить в актерах, занятых в постановке, общую идейную целеустремленность и, создав на сцене единое, гармонично целостное художественное произведение, реализовать свой творческий замысел» – делится мыслями о своей непростой профессии герой очерка.

Заслуженный учитель Дагестана, историк-краевед и журналист​ Артур Чупалаев так писал о юбиляре в статье 2013 года: «Мустафа Ибрагимов прекрасно умеет воплощать на сцене все свои задумки, от него зависит судьба каждой постановки, над которой он работает, начиная с корректировки текста пьес, перевода и инсценировки. При этом вся ответственность за успех или провал спектакля ложится на режиссера с первого дня работы на сцене. Он создал много сценических образов, в которые вложил и свой щедрый талант, и чуткую душу актера, влюбленного в театр и в свою профессию».

Сам худрук отмечает, что репертуар театра разнообразный, но в первую очередь ориентирован на своего зрителя. «Любители театра по достоинству оценили зарубежную классику – «Криспен – соперник своего господина» А.-Р. Лесажа, «Разбитый кувшин» Генриха фон Клейста, классиков республики – «Насилие» Р. Нурова, «Мой Дагестан» Р. Гамзатова, национальных драматургов – «Расторжение брака» С. Рабаданова,​ «Бредовый сон» Х. Алиева, современных драматургов – «Предатель» В. Жеребцова, «Материнское сердце» Р. Хубецовой, русских классиков: А. Островского «Банкрот», грузинских классиков: А. Цагарели «Ханума». «В погоне за модными экспериментальными постановками, я считаю, легко потерять свое, исконно родное. Мы – национальный театр, поэтому кроме задачи популяризировать театральное искусство как таковое, перед собой ставим еще одну цель – сохранение родного языка и культуры» – отметил юбиляр.

Мустафа Ибрагимов не раз выступал режиссером сказок и детских спектаклей, которые с большим успехом в разные годы шли на сцене театра: ​ «Тайна озера Шайтан» Б. Джумакаева, «Долина шаха» Б. Алибекова и Р. Чаракова, «Находчивый Толмас» А. Абдулгафурова, «Гончарный круг» А. Абу-Бакара, «Черная бурка» Г. Хугаева, «Однорогий тур», «Гуглахай» Р. Рашидова и другие. В отличие от спектаклей для взрослых в детском репертуаре режиссер ищет возможность красочно оформить сказку, привлечь маленького зрителя внешней яркостью и сюжетной занимательностью. Ведь юные зрители не терпят фальши. Все должно быть привлекательно, ярко и понятно, чтобы маленькие сердца бились в такт сердцам артистов.

О том, как работает режиссер, говорят успехи на театральных фестивалях российского и международного масштабов. Отмечен театр и режиссерскими наградами, в чем главная заслуга нашего юбиляра. Мустафа Ибрагимов – участник не одного десятка международных и республиканских фестивалей: трижды возил коллектив Даргинского театра на фестиваль «Сцена без границ» в г. Владикавказ со спектаклями «Шутки Чехова» А. Чехова, «Мать изменника» Х. Арсланбекова, «Мой Дагестан» Р. Гамзатова. Со спектаклем «Черная бурка» Г. Хугаева принимал участие в фестивалях в Санкт-Петербурге, Астрахани, Элисте, Новокуйбышевске. Со спектаклями «Материнское сердце» Р. Хубецовой, «Гуглахай» Р. Рашидова выступал на фестивалях в Казани, со спектаклем «Завещание» З. Атаевой в г. Саранске. ​ В 2020 году режиссером была создана литературно-музыкальная композиция «Хранитель огня», посвященная творчеству Народного поэта РД Магомеда Гамидова и представленная на III Республиканском театральном фестивале-конкурсе «Воспевшие Дагестан». Со спектаклем «Ханума» А. Цагарели артисты выступили в столице Чеченской республики г. Грозном на II Всероссийском фестивале национальных театров «Федерация» и в г. Майкоп Республики Адыгея, где прошлой осенью состоялся VII Межрегиональный фестиваль адыго-абхазских театров «Кавказский меловой круг».

За большие успехи в искусстве и награды соразмерные! Мустафа Ибрагимов – заслуженный деятель искусств Республики Дагестан с 1992 года, заслуженный деятель искусств России с 2000 года. Он также является заслуженным артистом Республики Ингушетия. Награжден медалями «За доблестный труд», «За заслуги перед республикой», «Патриот России», «За патриотизм» (народное ополчение), почетными грамотами «Смотра болгарской драматургии», Министерства культуры России и Дагестана.

Сам юбиляр так комментирует свой успех: «Итоги моей жизни – мои спектакли и то доброе, что они посеяли в душах людей, а главная награда – зрительская любовь. За 80 лет, более 60 из которых провел в театре, я поставил около сотни спектаклей, планирую по мере сил и здоровья продолжать эту работу. Моя заветная мечта: превратить театр в настоящий храм искусства. А это долгий и кропотливый труд».

С теплотой и уважением отзываются о юбиляре коллеги и артисты. «Мустафа Ибрагимов – член правления Дагестанского отделения Союза театральных деятелей, создатель и руководитель Дагестанской режиссерской гильдии, многогранный и творческий человек, лучший пример для подражания в профессии и жизни. За плечами Мустафы Абдиевича учеба у корифеев театрального искусства, многолетний бесценный опыт артиста и режиссера.​ Его характеризует настойчивость и в то же время творческое отношения к любимому делу, а мерилом всего является талант. Он пишет пьесы и делает их переводы на даргинский язык, инсценирует прозу, поет и играет на музыкальных инструментах, является автором стихов на даргинском и русском языках, а также двух юбилейных книг, посвященный 40 и 60 годовщинам открытия Даргинского театра. Так хочется, чтобы он продолжал нести людям свой свет, был на многие годы здоров и оставался творческим долгожителем театра! С юбилеем!»

Введите слово или фразу

ФОНД ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ «ВСЕ ВМЕСТЕ» Пушкинская карта Культура. Гранты России - информационный портал   Памятка по действиям в чрезвычайных ситуациях  

 

 
 
 
ГБУ Даргинский драматический театр
РД, г. Избербаш, ул. Г.Азизова, 16.
E-mal: dargoteatr@mail.ru
 
Главная  |  Новости |  О театре |  Деятельность |  Афиша |  Документы |  Актерская труппа |  Визит в театр |  Контакты