Печать
Категория: Репертуар
Просмотров: 788

Пьеса «Банкрот» (изначальное название комедии – «Свои люди – сочтёмся») стала первым крупным произведением, написанным русским драматургом Александром Островским. В образах главных героев получила воплощение проблема «отцов и детей», двуличия, лицемерия и человеческой подлости. В центре сюжета пьесы прослеживается явный конфликт поколений во взаимоотношениях 18-летней Олимпиады Самсоновны (Липочки) и ее родителей. Очень разными являются эти герои.

Отец девушки – Самсон Силыч Большов был деспотом, типичным самодуром. Все домашние трепетали перед ним. Неудивительно, что в семье, где отношения основаны на страхе и унижении, нет ни взаимной любви, ни уважения к человеку. И это не случайно, ведь, как известно, «рыба гниет с головы».

Разительно отличаются взгляды Липочки и ее матери Аграфены Кондратьевны на устройство мира, религиозные убеждения, социальную светскую жизнь. Саму Липу автор пьесы характеризует как весьма эгоистичную и крайне капризную натуру. Она сокрушается, что все подруги мужьями обзавелись давно, а она словно сирота неприкаянная! Липочка хочет жениха «из благородных», отец – богатого, мать – купца.

И вот Большов, чтобы избежать долгов, придумал хитроумный, но опрометчивый план – не желая возвращать долги, прикинулся несостоятельным должником, банкротом и все свое состояние перевел на имя старшего приказчика Лазаря Елизарыча Подхалюзина. В то же время, переписать побольше добра не на приказчика, а на будущего зятя – в интересах Большова. Расчет был на то, что будущий родственник выкупит купца из долговой ямы, заплатив кредиторам.

Большов объявляет: «Тебе, Лазарь, дом и лавки пойдут вместо приданого, да из наличного отсчитаем. Только нас со старухой корми, да кредиторам заплати копеек по десяти». «Стоит ли, тятенька, об этом говорить? Свои люди – сочтёмся!», – заверяет Подхалюзин.

Он втирается в доверие и убеждает Большова, что готов ради него «в огонь и в воду», но на самом деле думает только о своей выгоде. Подлый, хитрый приказчик считает, что нет ничего плохого в том, чтобы обманывать нечестного человека (например, Большого). Однако Подхалюзин в этом случае лукавит, так как он и честных людей не против обманывать. Пьеса завершается тем, что пронырливый приказчик становится мужем Липочки и, по сути, обкрадывает своего тестя. Большова сажают в «яму» (долговую тюрьму). Но его еще можно спасти от ссылки в Сибирь, уплатив кредиторам хотя бы небольшую часть долга. В финале вечный конфликт «отцов и детей» достигает наивысшей точки апогея, потому как родная дочь и новоиспеченный зять отказывают старику в помощи.

В итоге чересчур самоуверенный, переоц¬енивающий свои возможности, в чем-то наивный Большов быстро лишается дочери и всего принадлежащего ему достояния. Расчетливость, прагматизм и двуличие Подхалюзина в конце концов побеждают.

Действующие лица и исполнители:

Самсон Силыч Большов – заслуженный артист РД Мухтар Нухов
Лазарь Елизарыч Подхалюзин – заслуженный артист РД Магомедшамиль Шамилов
Аграфена Кандратьевна – артистка театра Загидат Мусаева
Олимпиада Самсоновна (Липочка) – артистка театра Хузаймат Ибрагимова
Фоминишна (ключница) – артистка театра Ашура Исмаилова
Тишка (слуга) – артист театра Ислам Гасанов
Устинья Наумовна (сваха) – заслуженная артистка РД Саният Каримова
Сысой Псоич Рисположенский – артист театра Минатулла Гусенов
Режиссер-постановщик – Мустафа Ибрагимов
Художник – Ибрагимхалил Супьянов