Печать
Категория: Без категории
Просмотров: 7629

Дагестан – страна горных вершин и бездонных ущелий, окаймленных девственными лесами. Суровостью своей красоты он похож на Армению. Дагестан и Армения близки не только рельефами гор, но и судьбами своих народов, веками боровшихся за национальную независимость против нашествия персов, турок, татаро-монгол. Народы наших стран мужественно боролись против иноземных поработителей, стойко охраняли свои культурные и материальные ценности, пройдя через горнило тяжелых испытаний, не теряя любви к мирному труду, к своим обычаям, языку, культуре. Наверное, поэтому на предложение правительства Дагестанской АССР, создать первый даргинский театр, правительственные органы Армянской республики дали согласие на организацию при Ереванском художественно-театральном институте, даргинской театральной студии.
В сентябре 1955 году специальная комиссия института под руководством профессора В.Т.Вартаняна, организовала в Махачкале прием студентов. Итак, было отобрано 15 человек. При комплектовании группы возникли трудности: при отборе девушек возникли препятствия, связанные с пережитками прошлого. Были приняты люди, которые первый раз знакомились с театром лишь в Ереване. При организации учебы студии, возникла проблема языка. Возникли проблемы перевода на даргинский язык ряда пьес русской и западной драматургии. Важным вопросом был и выбор художественного руководителя даргинской студии, на которого возлагалось бы преподавание пятилетнего курса актерского мастерства, учитывая, что в случае отсева учащихся студия почти не могла получать пополнение. Это положение требовало тщательной работы с каждым студийцем.
В первый год обучения студенты занимались основами актерского мастерства. На втором курсе приступили к постановке одноактной комедии «Развязанный узел» З. Зульфукарова, отрывки из пьес: «Гибель эскадры» Корнейчука, «Женитьба» Н.Гоголя, «Насилие» Р. Нурова. На третьем году обучения даргинцы начали работать над спектаклями «Плутни Скапена», «Бэла»… Необходимо отметить, что помимо актерского мастерства, овладения навыками пантомимы, фехтования, быстрой ориентировкой при резкой смене игровых ситуаций, молодые даргинцы усердно изучали другие дисциплины, проявляя широкий интерес к культурной жизни Армении. В короткий срок группа даргинцев стала лучшей в институте. Ереванский художественно-театральный институт стал настоящей заботливой школой воспитания их природных актерских талантов.
Пять лет долгой, кропотливой работы, пять лет трудной, но веселой студенческой жизни, пять лет творческих поисков и побед… Под умелым руководством народного артиста республики, профессора Вавика Тиграновича Вартаняна первая даргинская студия вскоре стала сплоченным творческим коллективом, полным больших дерзаний и надежд.
И когда впервые открылся занавес нового даргинского театра, на сцену вышли молодые актеры, готовые отчитаться перед своим народом, встать в ряды лучших деятелей культуры родного искусства. Буря аплодисментов зрительного зала означала нечто большее, чем восторг перед мастерством исполнителей. Это означало заложение первых камней в основу профессиональной даргинской театральной культуры.
Об этом писала пресса в сентябре 1961 года после показа на сцене Дагестанской филармонии спектаклей первой даргинской студией: «Мы стали свидетелями рождения Нового театра даргинского народа. Это огромное событие в культурной жизни нашей республики. Я помню, когда набирали в студию наивных, стеснительных юношей и девчат. Они не умели и робко старались что-то делать. Прошли годы серьезной учебы при Ереванском художественно-театральном институте. Посмотрите, как изменились наши представители. Они стали профессионалами своего дела. Для этого мастерами армянской сцены была проделана огромная работа. Особенно многое сделал в деле подготовки и воспитания молодых специалистов художественный руководитель студии, народный артист Армении, профессор В.Т.Вартанян. Он привил им любовь к профессии. 
«Коллектив кумыкского музыкально-драматического театра им. А.Салаватова поздравляет молодых своих даргинских собратьев по искусству и желает больших взлетов и побед. Мы надеемся и уверены, что молодой коллектив театра покажет глубокие содержательные спектакли и обрадует нас своими достижениями. Счастливого пути, мои дорогие!» 
Г.РУСТАМОВ Главный режиссер кумыкского музыкально-драматического театра, народный артист Дагестана.

«Поздравляем с показом спектаклей всех студийцев и преподавателей. Желаем Вам здоровья и творческих побед». 
Б.МУРАДОВА Народная артистка РСФСР.

«С показом отчетных спектаклей мы Вас вместе с преподавателями поздравляем с творческими победами. Желаем Вам здоровья». 
КОЛЛЕКТИВ ЛЕЗГИНСКОГО ТЕАТРА. 
«Поздравляем с первыми шагами в искусстве. Творческих побед Вам!» 
КОЛЛЕКТИВ ЛАКСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА. 
«Аварский государственный драматический театр носит имя народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы и мы, представители этого коллектива, верим и надеемся, что молодой коллектив даргинского народа достойно будет нести знамя в коммунистическом воспитании подрастающего поколения». 
КОЛЛЕКТИВ АВАРСКОГО ТЕАТРА. 
«Махачкалинское музыкальное училище поздравляет представителей даргинской студии с достигнутыми успехами в учебе. Мы желаем дальнейший рост и процветание даргинского профессионального искусства».
СТУДЕНТЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ МАХАЧКАЛИНСКОГО МУЗУЧИЛИЩА.