И это не просто громкие слова! Театр может дать и очень многое, а может ничего не дать. Это зависит от многих факторов. Главное – это подключение к происходящему на сцене, которое или произойдет, или нет. Если оно случится, то увиденный спектакль способен помочь зрителю посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои личные проблемы и ситуации. Процесс катарсического, то есть очищающего воздействия искусства, конечно, сложен и неоднозначен. Он связан глубинными корнями с явлениями, происходящими в психике и духовном мире юной, еще формирующейся личности. Как и любое искусство, театр обладает воспитательными функциями, которые были подмечены еще в древности, но им не было придано особой окраски. Они приобрели актуальность в наши дни и теперь рассматриваются комплексно как специалистами в области искусства, так и самими деятелями культуры. Об этом и многом другом узнаем из интервью с режиссером-постановщиком Даргинского театра им. О. Батырая, выпускником режиссерского отделения Санкт-Петербургской академии театрального искусства и актерского отделения ДГУ г. Махачкала Рабаданом Ильясовым.

– Рабадан Магомедович, вы являетесь режиссером-постановщиком нашего театра с 2017 года, за это время вами было поставлено немало интересных спектаклей. Вы также много раз выступали создателем сказок и детских постановок, которые с большим успехом в разные годы шли на сцене театра. Именно поэтому интервью о воспитательной силе театра я беру сегодня у вас, ведь с ваших спектаклей для многих наших будущих преданных зрителей открывается удивительный мир театра.

– Да, это действительно так, постановки для детей на русском и даргинском языках занимают особую нишу в репертуаре театра, моем послужном списке и режиссерской практике. И я горжусь, что руководство театра доверяет мне одну из самых важных, ответственных и творческих задач – создание детских спектаклей. Ведь сегодняшние юные зрители – это наши завтрашние театралы. И, казалось бы, нет ничего сложного и неординарного воплотить на сцене детскую сказку, но это заблуждение. В детских постановках я особенно кропотливо ищу любую возможность красочно оформить сказку, привлечь маленького зрителя внешней яркостью и сюжетной занимательностью. Ведь дети не терпят фальши и всем сердцем верят в чудо, и чем дольше сохранится эта вера, тем меньше будет зла в этом мире.

– Какая еще воспитательная работа ведется в театре?

– Прежде всего, хотел бы подчеркнуть, что театральное искусство не является единственной формой общественного сознания, формирующей личность. Воспитательную нагрузку также осуществляют наука, политика, идеоло¬гия, мораль, право. Но воздействие каждой из этих форм общест-венного сознания носит локальный характер. Театр же, влияя на сознание, духовно-эмоциональный мир человека, тем самым формирует его целостный облик: активно содействует духовному росту, воспитывает идейные и нравственные убеждения, вырабатывает культуру общения и поведения в обществе. Помимо показов спектаклей на основе произведений классиков и современных драматургов, самобытной даргинской культуры и обычаев, а также постановок, раскрывающих культурное многообразие и духовную общность различных народов, населяющих Россию, приверженных единым общечеловеческим принципам и ценностям, таким как патриотизм, служение Родине, гуманизм, взаимопомощь, в театре проводится множество других воспитательных мероприятий. Это беседы со зрителями на стационаре перед спектаклями о правилах поведения при угрозе террористического акта; гастрольные выезды с концертными программами ко Дню солидарности в борьбе с терроризмом; лекции и показы спектаклей в рамках республиканских месячников по тематике неприятия идеологии экстремизма и терроризма, противодействия распространению и употреблению наркотических средств; беседы со студентами в ходе кураторских часов о профилактике наркомании и безнадзорности в молодежной среде; встречи с участниками СВО и воинами-«афганцами»; патриотические концерты, в том числе с перечислением заработных средств в фонд помощи семьям погибших участников СВО, а также благотворительные показы спектаклей для членов их семей и т.д.

– Подрастающее поколение избербашцев проявляет интерес к подобным темам и мероприятиям?

– Конечно, например, в феврале этого года на сцене Даргинского театра в рамках реализации республиканской программы по противодействию идеологии терроризма состоялся показ спектакля в моей режиссуре «Двойной капкан» на даргинском языке, который посетили студенты всех отделений Индустриально-промышленного колледжа г. Избербаш, в том числе пользуясь Пушкинской картой. В основе сюжета этой драматической постановки лежит реалистичная история о жизни простого парня Мажида, лишившегося из-за перипетий судьбы любви, надежды на светлое будущее и в результате этих жизненных потрясений вставшего на неправильный путь, который его и погубил. Кроме режиссёрской работы мне довелось получить бесценный опыт игры на сцене, ведь в этом спектакле я сыграл одну из главных и сложных ролей друга главного героя. Мой персонаж Тагир, став сотрудником правоохранительных органов после гибели жены от рук террористов под предводительством Мажида, разрывается между памятью о друге-террористе, которого он считал братом с детства и своим профессиональным долгом бороться с преступностью. В итоге добро, как заведено, побеждает зло, но Тагир оплакивает друга и утраченную навсегда надежду на его возвращение к нормальной жизни в обществе.

Как пишет сам автор пьесы «Двойной капкан» – наш земляк, талантливый поэт и драматург Гасан Салихов, – «конечно, вся эта драма – моя фантазия, но, к сожалению, мы видим, что в реальности могут и уже происходят истории страшнее этой. А чтобы этого не было, пора бы задуматься каждому из нас над этим и понять, что мы единый народ и единая страна, и что сила наша – это сплочение, а не выпячивание чьих либо взглядов и идей, какими бы обоснованными они ему не казались, что свобода – это когда свобода одного или многих не ущемляет и не вредит свободе других. А по мне – и даже слезинки одной живой души…». Печально констатировать, что экстремизм в молодежной среде в последние годы стал нередким явлением. Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную в силу возраста и психологических особенностей к агрессивно-экстремистским действиям, таким как максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, разжигание национальной, религиозной, социальной, расовой розни, ненависти либо вражды. А мировоззренческая неустойчивость и случающиеся неудачи в поиске самоидентичности при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности. Поэтому воспитывать неприятие терроризма и жестокости нужно с юных лет, показывая со сцены к какой трагедии личности и общества может привести неправильный выбор. Театр помогает осознать свою человечность. Сопереживая, наблюдая за другими со стороны, мы можем осознавать и самих себя. Театр дает человеку уникальную возможность понять свои страхи, мечты, фантазии, скрытые эмоции, прожить за короткое время другую жизнь и сделать правильные выводы, чтобы не совершать в собственной судьбе фатальных ошибок.

Маргарита АРСЛАНБЕКОВА, специалист по связям с общественностью Даргинского театра им. О. Батырая.

Введите слово или фразу

ФОНД ПОМОЩИ СЕМЬЯМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ «ВСЕ ВМЕСТЕ» Пушкинская карта Культура. Гранты России - информационный портал   Памятка по действиям в чрезвычайных ситуациях  

 

 
 
 
ГБУ Даргинский драматический театр
РД, г. Избербаш, ул. Г.Азизова, 16.
E-mal: dargoteatr@mail.ru
 
Главная  |  Новости |  О театре |  Деятельность |  Афиша |  Документы |  Актерская труппа |  Визит в театр |  Контакты