
Коллектив Даргинского театра 30 июля 2025 года представил зрителям премьеру спектакля «Бэла» по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Автор пьесы Нина Алибекова, перевод на даргинский язык осуществила Муминат Хаттаева.
Над спектаклем, завершившим театральный сезон, работала творческая команда артистов театра под руководством молодого и талантливого режиссера-постановщика Рабадана Ильясова, а также заслуженный художник РД Демир Исаков, заведующая музыкальной частью театра Эльмира Ибрагимова, хореограф Патимат Тахалаева, портные и работники сцены.
Новая драматическая постановка реализована на даргинском языке, а ее сюжет через историю любви и гибели юной черкешенки Бэлы раскрывает эгоизм Печорина, контраст культур и драму человеческого равнодушия. Это история о том, как легко разрушить жизнь другого ради собственных безудержных желаний.
Спектакль, как ковёр, наполняется смыслом через народные узоры, которые помогают зрителю понять переживания главных героев. В него вошла еще одна глава из романа Лермонтова – «Фаталист». С нее постановка и начинается под бурное приветствие зрителей, которые затем погружается в атмосферу Кавказа – суровую, прекрасную и символичную. Звуки народной музыки, национальные костюмы, пластика и образность создают особую сценическую поэтику.
Сразу вспоминается лермонтовский сюжет, знакомый еще со школьной скамьи. Сосланный на Кавказ русский офицер Григорий Печорин (артист Абдусамад Алиев) познакомился и подружился там со штабс-капитаном Максимом Максимычем (народный артист РД Мухтар Нухов). Тот знакомит Печорина с семейством местного князя, у которого есть сын Азамат (артист Ислам Гасанов) и дочь – красавица Бэла (артистка Хузаймат Ибрагимова).
Не влюбиться в княжескую дочь просто невозможно – она мила, стройна, нежна, грациозно танцует и прекрасно поет. Для Печорина, разбалованного светскими балами и женщинами, Бэла – словно свежее дыхание, воплощение чистоты и первозданной красоты.
Но Бэла очень нравится также черкесу и разбойнику Казбичу (артист Алибхан Алибеков), у которого есть быстроногий конь – зависть и мечта для всех джигитов-наездников, особенно для Азамата. Желание иметь коня пересилило в нем понятия о чести и законах гор – на этом чувстве и сыграл эгоистичный Печорин. Он подговаривает Азамата выкрасть из дома сестру. Печорин же крадет у Казбича скакуна и передает его в обмен на Бэлу.
Коварный соблазнитель начинает подкупать девушку подарками, подступает к ней с уговорами. Азарт Печорина столь силен, что он даже заключает пари с Максимом Максимычем, что через неделю Бэла будет в его власти.
Но дни идут, красавица также горда и непреклонна, и Печорин, идя ва-банк, говорит ей: «Что ж, я уеду! И пусть найдут меня шальная пуля или шашка». Бэла сдается, в ней начинает просыпаться любовь к Печорину, а тому моментально становится неинтересно и скучно. Такова, как он сам объясняет, его двойственная сущность – противоречить себе во всем, даже в хорошем и светлом. В итоге, Печорин начинает избегать общества своей избранницы, ходит на охоту, пропадая там по нескольку дней, пока Бэла сидит пленницей в крепости у русских военных. Однажды на крепостном валу ее замечает разбойник Казбич и убивает девушку кинжалом. В момент гибели Бэлы многие в зале не могли сдержать слез.
Притча о трагичной любви черкешенки и русского офицера с первых минут увлекла публику простотой режиссерских, художественных решений, и одновременно заставила задуматься над многими философскими вопросами о смысле жизни, ее ценности. Зрители в своих комментариях отметили, что каждая сцена была наполнена напряжением и скрытой болью, каждая реплика – как крик души, заглушенный роковой неизбежностью.
В романтической драме «Бэла» хочется отметить слаженную игру всей труппы артистов. В эпизодах замечательно исполнили свои роли народный артист РД Абдулла Ризванов, заслуженные артисты РД Гасанкади Рабаданов, Рашидат Исмаилова, Аминат Дациева, артисты театра Басират Абдуллаева, Минатулла Гусенов, Зарина Азизова, Луиза Абдаева, Амирбек Батиров. Ну и, конечно же, главные герои были неподражаемы: роли сыграны убедительно и достоверно.
Главную антагонистку постановки сыграла Хузаймат Ибрагимова, раскрывшая деструктивную грань любви, когда из спасительной силы она превращается в сжигающую душу зависимость. «Женственность, чарующие голос и стать артистки, а также гордый нрав идеально подошли для роли Бэлы» – говорит о Хузаймат режиссер-постановщик. Сама артистка также как и зрители прониклась сочувствием к своей героине, говоря, что это не ее вина, а беда. «Бэла стала заложницей своей красоты и жертвой обстоятельств, противоречивого характера Печорина, который, увидев ее, загорелся, как ребенок, жаждая получить очередную игрушку, а потом быстро охладел».
Образ Печорина, великолепно исполненный артистом Абдусамадом Алиевым, предстает зрителям через призму его пороков и разрушенной судьбы девушки, пострадавшей от его эгоизма и скуки. «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать» – реплика Абдусамада, который несколько раз перечитал роман, чтобы понять своего героя. «Не сказал бы, что даже сейчас я полностью понял его. Для меня это очень противоречивая личность, безрассудно относящаяся к своей жизни и жизням окружающих».
В процессе неустанной работы над постановкой режиссер Рабадан Ильясов добивался от артистов глубокого психологического проживания, чтобы они смогли зажить в предлагаемых обстоятельствах. И она была сложной, потому что приходилось соединять на сцене повествование и действие. В итоге не премьере зрители увидели результат этой кропотливой духовной работы труппы театра и наградили своими бурными овациями. Второй премьерный показ драмы запланирован в новом театральном сезоне в октябре, сразу после возвращения артистов с обменных гастролей в город Туймазы Республики Башкортостан. До новых встреч в Даргинском театре!