Финальная премьера уходящего года при полном аншлаге состоялась 18 декабря 2023 года на сцене Даргинского театра им. О. Батырая. Среди присутствующих были люди разных возрастов и профессий, которых объединяет любовь к национальному театральному искусству своего народа, в том числе школьники и студенты, посетившие показ спектакля, пользуясь Пушкинской картой. Перед началом премьерного показа зрителей поприветствовали художественный руководитель театра – заслуженный деятель искусств РД и РФ, режиссер-постановщик спектакля Мустафа Ибрагимов и автор пьесы – народный писатель Дагестана, драматург Касумбек Миграбов.
Постановка исторических и в то же время автобиографических спектаклей – тема не новая для талантливого коллектива Даргинского театра. Но когда речь заходит о личности легендарной, создавшей основу основ национального достояния народа – даргинский алфавит, у артистов и режиссера просто нет права разочаровать зрителей и автора пьесы. В своем произведении драматург поведал о непростой судьбе и трудовом пути ученого, лингвиста, поэта, прозаика и публициста Сагида Абдуллаева, чьё 120-летие отмечается в этом году.
В статье из газеты «Дагестанская правда» от 5 декабря 2018 года Касумбек Ибрагимович пишет следующее: «О жизни Сагида Абдуллаева написано предостаточно. Но его гений таит еще множество загадок, а герои его произведений значительно глубже, чем может показаться на первый взгляд, что свидетельствует о многогранности его мышления и таланта. О природной его одаренности, уме и таланте говорит тот факт, что Сагид Абдуллаев, кроме литературы, занимался также наукой. Он создал алфавит и грамматику даргинского языка, систематизировал его синтаксис, лексику и словари. Ученый писал школьные программы, учебники и преподавал в пединституте. Его высоко ценили как ученого-лингвиста. Пройдя с боями от Моздока до Берлина в годы Великой Отечественной войны, Абдуллаев вернулся в родной НИИ, где работал до конца жизни. Сагид Нухкадиевич создал даргинский алфавит и довел до совершенства даргинский литературный язык, взяв за его основу акушинский диалект. Его знаменитые труды – «Русско-даргинский словарь» (1950) и фундаментальная «Грамматика даргинского языка. Фонетика и морфология» (1954) – библиографическая редкость, хотя должны стать настольными книгами даргинцев, интересующихся родным языком».
Также непроста судьба одноименного спектакля «Сагид» («Аманатлис марси»), как и его героя. Заявленный на постановку руководством театра еще в 2020 году, он не был завершен в связи с пандемией коронавируса. Как вспоминает Мустафа Ибрагимов, работа над спектаклем весной 2020 года началась весьма продуктивно и должна была завершиться в начале мая, но, к сожалению, была прервана в связи с растущим числом болеющих и опасностью дальнейшего заражения работников театра. «Но спустя 3 года мы сумели продолжить начатое, в том числе благодаря финансовой поддержке Министерства культуры РД и давнего соратника театра, бизнесмена и мецената из села Сурхачи, достойного сына даргинского народа Магомедрасула Юсупова, который спонсировал дальнейшую постановку спектакля. Я лично и весь коллектив театра, задействованный в работе над постановкой, очень благодарны Магомедрасулу Рамазанкадиевичу за отзывчивость и поддержку столь важного начинания во благо культуры своего народа и пропаганды изучения родного языка».
И вот спектакль, в который каждый неравнодушный вложил свою лепту, наконец представлен зрителю! Минимализм в декорациях, передающих дух эпохи 30-40-х годов прошлого века, мастерски воплощен на сцене народным художником РД Ибрагимхалилом Супьяновым. В драме задействован практически весь коллектив театра, большие и малые роли в ней исполняют народный артист РД Мухтар Нухов, заслуженные артисты РД Абдулла Ризванов, Аминат Дациева, Гасанкади Рабаданов, Рашидат Исмаилова, Саният Каримова, Магомедрасул Магомедрасулов, заслуженный деятель культуры РД Салимат Шахмандарова, талантливые артисты театра Нурбаганд Идрисов, Алибхан Алибеков, Минатулла Гусенов, Рабадан Ильясов, Магомед Ибрагимов, Рахмет Бахмудов, Амирбек Батиров, Гасан Иминов, Ислам Гасанов, Зарина Азизова, Хузаймат Ибрагимова, Арсен Гасанов, Мисри Магомедова, а также музыканты и артисты, занятые в хоре. Живое пение и игра на национальных инструментах сопровождают весь спектакль благодаря стараниям артистов и их наставника – заведующей музыкальной частью Эльмиры Ибрагимовой.
Главную роль в этой драматической постановке выпала честь сыграть молодому и талантливому артисту Абдусамаду Алиеву. В октябре ему исполнилось 35 лет, 14 из которых он посвятил служению театру. В послужном списке артиста за последние годы немало главных ролей, но в основном в комедийных жанре, а таких спектаклях как «Проделки Чарака», «Аршин мал алан», «Влюбленные». Также зрителям запомнились яркие образы его героев в постановках «Гульжанат», «Ханума», «Свадьба Чоная», «Слуга двух господ», «Расторжение брака», «Адвокат Пьер Патлен» и другие. Артиста отличают его литературные способности чтеца и прекрасная дикция, а также великолепный вокал, который он не раз демонстрировал на сцене и порадовал зрителей и на премьере тоже. Режиссеры Даргинского театра и приглашенные Министерством культуры РД видят большой потенциал Абдусамада и поэтому без сомнений доверяют ему большие роли.
Как признается сам протагонист, это была одна из самых сложных ролей в его театральном репертуаре. «Создать на сцене образ Сагида Абдуллаева – личности легендарной для всего даргинского народа и Дагестана в частности – большая гордость и в то же время ответственность. Ведь нужно передать на сцене не только неординарный талант и силу ума этого великого ученого, поэта и сына дагестанского народа, но и пропустить через себя его переживания и боль. Сагид Абдуллаев, родившийся в 1903 году в селении Муги Акушинского района, стал новатором, он прекрасно чувствовал время и окружающую реальность. Отсюда его страдания и одиночество.
И я уверен, что душевную боль он всегда ощущал тяжелее боли физической. Ведь Сагида Нухкадиевича незаслуженно арестовали и ложно обвинили в предательстве Родины, а затем он добровольцем ушел на войну. Как связаны между собой эти два события? Что чувствовал человек, который всю жизнь держал в руках перо и взял вместо него оружие? Как он смог выстоять и не потерять себя в этих перипетиях судьбы? Я сам до сих пор ищу ответы на эти сложные вопросы, и открытый финал спектакля дает нашим зрителям возможность поразмыслить над постановкой».
Спектакль получил живой отклик зрителей, все присутствующие почтили светлую память ученого и лингвиста Сагида Абдуллаева, верно служившего своему народу и Отечеству.