Когда ребенок растет без отца, его любви, заботы и поддержки, ему приходится лететь по жизни, словно птице без одного крыла. И хорошо, если как в пьесе «Старший сын» Александра Вампилова, двое людей с раной в душе все-таки найдут друг друга. Ситуация, скроенная из безысходности и странных стечений обстоятельств, определяет начало этой истории, но то, чем все это кончится, зависит только от самих героев. Они должны самостоятельно сделать выбор – бежать и не привязываться, либо рискнуть и полюбить. Такая философская трагикомедия развернулась на сцене Даргинского театра, где 11 октября 2024 года состоялась премьера спектакля «Старший сын» на русском языке.
Одноименная пьеса изначально существовала в нескольких вариантах. Первый вариант под названием «Женихи» относится к 1965 году. Вариант, датированный драматургом 1967 годом, носит названием «Предместье» и лишь в 1970 году автором был создан новый вариант пьесы с современным названием. «Старший сын» А. Вампилова – одна из самых личных и пронзительных пьес драматурга. Александр Вампилов прожил всего 34 года и написал лишь 4 большие пьесы, но успел войти в историю русской литературы как один из главных драматургов XX века.
К сожалению, автор произведения не дожил всего несколько лет до экранизации в мае 1976 году. Получив затем новое воплощение в театрах страны, трагикомедия не стала репликой всем известного фильма режиссера Виталия Мельникова с целой плеядой потрясающих актеров – Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым, Михаилом Боярским, Светланой Крючковой. Это шедевр, безусловно! Но драматургия тем и замечательна, что в ней нет ничего высеченного на камне раз и навсегда. Пьеса и тогда, и сейчас звучит свежо и актуально.
Теперь и у зрителей Даргинского театра появилась возможность увидеть спектакль с уже знакомым сюжетом. Постановка была реализована в рамках партийного проекта «Культура малой Родины» ВПП «Единая Россия» и Года семьи. Режиссёром-постановщиком является заслуженный деятель искусств КБР Роман Дабагов, сценографию создал художник Кантемир Жилов, композитор – Артур Варквасов.
В день премьеры в зале присутствовали гости и друзья театра, зрители разных возрастов, наций и профессий, объединённых любовью к театральному искусству. Присутствующих тепло поприветствовали художественный руководитель театра Мустафа Ибрагимов и режиссёр-постановщик Роман Дабагов, которому в 2021 году довелось создать на сцене нашего театра яркую комедию «Русское лото».
«Произведение Вампилова, несомненно, осталось вне времени и учит людей разных поколений милосердию, взаимопомощи и сочувствию. Семейная постановка, поднимающая острую во все времена тему отцов и детей, повествует о самом главном – духовная близость не всегда обусловлена кровными узами. Даже незнакомец может стать по-настоящему родным человеком» – отметил приглашенный в театр режиссер.
Свои роли в трагикомедии талантливо исполнили народный артист РД Мухтар Нухов, заслуженная артистка РД Рашидат Исмаилова, артисты театра Рабадан Ильясов, Абдусамад Алиев, Зарина Азизова, Ислам Гасанов и Алибхан Алибеков. Говоря о своих персонажах, артисты раскрывают основной смысл трагичного и одновременно смешного спектакля о том, как герой, изначально искавший просто ночлег, в результате обретает настоящий дом и семью. Это героя в спектакле сыграл талантливый режиссер-постановщик и артист, выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства Рабадан Ильясов.
Студент Владимир Бусыгин (Рабадан Ильясов) и его приятель Сильва (Абдусамад Алиев), провожая новых подружек, опаздывают на последнюю электричку и стучатся во все двери, чтоб не остаться ночевать на улице в холоде, но им отказывают. Немного сведущий в психологии Бусыгин говорит своему товарищу по несчастью, что у людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто. «Надо соврать как следует, только тогда поверят и посочувствуют: надо напугать или разжалобить. Таким образом, самозванец входит в мир семьи Сарафановых под видом внебрачного сына и всего за пару дней между ним и домочадцами возникают такие теплые чувства, что их не может разрушить даже горькая правда» – комментирует протагонист.
Драматическое напряжение в спектакле появляется практически с первых картин и все нарастает, приковывая внимание зрителей к действу на сцене. Этому способствует тайна, которая существует между зрителем и артистами, ведь то, о чем знает зал, пока еще не известно семье Сарафановых. Разоблачат Бусыгина или нет, вскроется ли обман? Зритель твердо знает, что Бусыгин проник в дом Сарафанова нечестным путем, и симпатий к нему не испытывает и иллюзиями себя не тешит.
Рабадан Ильясов так убедительно играет свою роль, что даже взрослая дочь Сарафанова Нина (Зарина Азизова), поначалу встретившая братца очень недоверчиво, приняла его и полюбила. Бусыгин по законам комедийного жанра заигрывается и сам начинает верить в сочиненную легенду. И все же, в глубине души он все время тяготится этим, и не только потому, что с первого взгляда влюбляется в дочь своего новоиспеченного отца, но и перед Сарафановым у него прямо-таки угрызения совести.
Чего не скажешь о его приятеле Семене Севостьянове (в простонародье «Сильва»). Симпатичный нахал в талантливом исполнении Абдусамада Алиева – самый яркий персонаж – артист смог полностью раскрыл нутро своего героя, любителя алкоголя и женщин. «С женщинами главное – не забывать, что на свете есть много других женщин» – рассуждает Сильва. Он всегда прагматичен, а в общении колок на язык, о чем говорят его фразы «я должен открыть глаза общественности», «если общество не возражает» и т.д.
Именно он придумал и в дальнейшем выдал тайну Бусыгина, когда их взгляды на жизнь разошлись, ни на секунду не задумавшись о чувствах человека с тонкой душевной организацией – Андрея Григорьевича Сарафанова (Мухтар Нухов). Артисту удалось создать образ человека доброго, кроткого и доверчивого, не лишенного чувства юмора, настоящего интеллигента, не находящего применения своему таланту в маленьком провинциальном городке. Бывшая жена называла его «блаженный», дети считают неудачником. А Сарафанов – человек творческой натуры, у него есть мечта – завершить собственное творение – ораторию «Все люди – братья». Его жизненное кредо заключено в словах «Зачерстветь, покрыться плесенью, раствориться в суете – нет, нет, никогда.… Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него».
Благодаря родству душ, Андрей Григорьевич находит понимание и сочувствие в Бусыгине, полностью верит ему. Хотя до знакомства с Владимиром, Сарафанов искренне недоумевал – свои дети бегут из семьи – это я еще могу понять, но чтобы приходили чужие, да еще и взрослые! Но все случается в свое время, когда отец семейства затосковал: младший сын бежит из дома, потому что у него несчастная любовь, а дочь уезжает, потому что у нее счастливая...
Очень интересна, глубока и красива Зарина Азизова в роли не по годам взрослой Нины, везущей на своих хрупких плечах тяжеленный воз забот по дому и проблем своих несчастливых по жизни отца и брата. В ней тоже чувствуется тоска по пока еще не испытанной любви к настоящему мужчине, который бы мог стать ей опорой.
Отсюда выбор бравого курсанта, будущего летчика Михаила Кудимова (Алибхан Алибеков), который кажется ей решительным и целеустремленным. С таким можно уехать на край света от опостылевшей суеты. Но его жизнь – регламент, а дисциплина превыше всего. Естественно, что в чувствах и эмоциях он скуп – знакомясь с новым членом семьи Сарафановых, будущий зять констатировал: «Все знаю... Сочувствую. Рад». Нина по своей натуре тоже не склонна к романтическим проявлениям. Поэтому она так настороженно воспринимает проснувшееся в ней настоящее чувство по отношению к так называемому брату. И, узнав правду, не просто облегченно вздыхает, а как будто сбрасывает со своих плеч неимоверную тяжесть. И пусть Бусыгин на голову ниже, и по стати уступает Кудимову, но в нем чувствуется харизма и открытая душа, а самое главное – человеческая порядочность и мужское начало. Наверное, этим он и приглянулся своей «сестре» Нине, уставшей от нытья окружающих ее мужчин.
Еще одна сюжетная линия разворачивается между младшим сыном Сарафанова Васенькой (Ислам Гасанов) и его несчастной любовью – соседкой Натальей Макарской (Рашидат Исмаилова). Ей около тридцати, а он десятый класс заканчивает. Как говорит сама героиня Васеньке – «У нас с тобой ничего не может быть, кроме скандала». Полная противоположность – дерзкий и самоуверенный Сильва, вызывает у Макарской другую реплику: «Свет раскололся пополам: на женихов и нахалов. С женихами – скука, с нахалами – слезы. Вот и поживи!». Рашидат смогла тонко передать стремление героини скрыть под личиной независимости и иронии затаенную тоску по лучшей женской доле. Что же касается изувеченного комплексами подростка Васеньки, он сам говорит отцу и окружающим: я серость, не мешайте мне быть серым. Он вовремя получает от Бусыгина опыт мужественности, которого ему явно недоставало при неуверенном отце. И после разговора со «старшим братом» юноша разрывает свои болезненные отношения, говоря, что роль мышки его больше не устраивает, и даже поджигает дом Макарской во время их свидания с Сильвой.
Эта история становится кульминацией спектакля, приводит к неминуемой развязке. Бусыгин отчитывает друга за его поступки, а он, не желая выслушивать нравоучения, уходит и напоследок выдает тайну главного героя. Интрига, которая итак тяготила главного героя, неожиданно вышла из-под контроля. В этот момент Бусыгин совершает поступок, который его ярко характеризует – он принимает ответственность за события, им запущенные, и становится тем, кем назвался. Он принимает ответственность за семью, а семья принимает его, хотя, по логике, зрители ожидали, что произойдет с точностью до наоборот. В финале мы сталкиваемся с интереснейшим феноменом: самоликвидация конфликта и драматического напряжения. Сарафанов не разочаровывается в «сыне», он полюбил его, и неважно, одна ли кровь течет в их жилах – по духу они отец и сын. Этого достаточно обоим. «Вы все мои дети, потому что я люблю вас» – говорит он в финале.
К счастью, разоблачение только сплотило семью и не принесло никому горя и разочарования. Сарафанов с появлением Бусыгина обрел смысл жизни и уже не боится одиночества. В спектакле показана нравственная сущность старшего сына – на его плечах все: надежда, будущее семьи. И Бусыгин, возродив ее, приобрел любящего отца и семью, возможность быть нужным, давать советы и покровительствовать – то, чего был лишен в жизни.
Рассказывая о частной бытовой истории одной семьи, постановка раскрывает общечеловеческие проблемы, связанные с доверием, взаимопониманием, добротой и ответственностью. А парадокс в том, что люди становятся родными, начинают чувствовать ответственность друг за друга лишь по счастливой случайности.
Великолепной семёрке артистов и режиссёру зал аплодировал стоя! Спектакль получил положительные отзывы зрителей, которые отметили поучительный сюжет, наличие комедийных сцен, позитивный финал и глубокое раскрытие семейной тематики.