![](/images/news/11-02-2025/1.jpg)
10 февраля 2025 года, не дожив трех месяцев до своего 86-летия, умер заслуженный артист России, режиссер-постановщик Даргинского музыкально-драматического театра им. О. Батырая Алиев Нариман Магомедович – один из первых мастеров Даргинского театра, внёсший весомый вклад в формирование и становление национального театра и сценического искусства Дагестана. Нариман Алиев родился 9 мая 1939 года в селении Леваши Левашинского района. Окончил Ереванский художественно-театральный институт (первая даргинская студия). В институте он встретил свою будущую супругу Рашидат Алхасову (заслуженная артистка ДАССР), с которой прожил в браке почти 60 лет и долгие годы играл вместе на сцене.
Окончив институт по специальности «Мастерство актёра», в 1961 г. работал артистом Даргинского театра. Затем спустя несколько лет вместе с семьей вновь вернулся в Армению, чтобы продолжить учебу. В 1965 году Нариман Алиев поступил на режиссёрский факультет, где успешно прошел стажировку и параллельно преподавал студентам второй даргинской студии сценическую речь и родной язык. В 1969 году дважды дипломированный специалист вернулся в родной театр. При этом Нариман Магомедович не только играл на сцене, но уже создавал свои первые спектакли. Широко были освещены в прессе постановки режиссера «Лекарь поневоле» и «Жорж Данден» Ж.-Б. Мольера, «Без вины виноватые» А. Островского, «Женитьба» Н. Гоголя, «Предложение», «Медведь», «Трагик поневоле» А. Чехова, «Коня диктатору» М. Карима,
«Проснись и пой» М. Дьярфоша, «Хюлледжи» Р. Гюнтекина, «Святая ложь» Д. Дилгырова, «Нур-Эддин – золотые руки» А. Абу-Бакара, «Ровесник весны» Х. Алиева, «Однорогий тур» Р. Рашидова и др. Зрители также помнят непревзойденные актёрские работы Наримана Магомедовича, вот некоторые из них: Кассио («Отелло» У. Шекспира), Скапен («Проделки Скапена» Ж. Б. Мольера), Человек театра («Забыть Геростата» Г. Горина), Азамат («Бэла» М. Лермонтова), Лабазан («Горянка» Р. Гамзатова), Лобов («Предложение» А. Чехова), Лука («Медведь» А. Чехова), Алибег Багатыров в одноименном спектакле И. Байгишиева и Г. Наврузова. Нариман Алиев прошёл путь от монтировщика сцены до директора. В течение 5 лет Нариман Алиев возглавлял театр, с 1978 г. стал работать главным режиссёром, а с 1987 г. – режиссёром-постановщиком. Из года в год его профессионализм неизменно рос, а спектакли получали высокие награды, дипломы и премии республиканского и российского значения.
В 1967 г. режиссёр был награждён дипломом 1-й степени во Всероссийском смотре спектаклей драматических, музыкальных и детских театров за исполнение роли Батыра в спектакле «Землетрясение» С. Рабаданова. Спустя три года, в 1970 году, Нариману Магомедовичу также была вручена медаль «За трудовую доблесть» за создание образа Алибега Багатырова в одноименном спектакле И. Байгишиева и Г. Наврузова. За выдающиеся заслуги в искусстве в 1989 году было присвоено звание «Народный артист РД», а затем «Заслуженный артист РФ» с 2007 года. Нариман Алиев также был удостоен республиканской государственной премии им. Г. Цадасы (1976 г.), медали «За трудовое отличие» и «Ветеран труда», ордена «За заслуги перед республикой Дагестан», а также ордена Почета РД III степени (2024 г.), ставшие заслуженной наградой за долгие годы беззаветного служения искусству даргинского народа. Из последних работ режиссера на сцене Даргинского театра можно отметить такие спектакли, как: «В отчем доме», «Моя теща» Г. Хугаева, «Горькая судьба» Р. Багомедова, «Проделки Токалая» М. Атмурзаева, «Влюбленные» Г. Наврузова, «Звездочет» Д. Худайбердыева, «Семя зла», «Премудрый Ахмед» Г. Салихова, «Свадьба Чоная» Ж. Токумаева.
Даже будучи в солидном возрасте, Нариман Магомедович продолжал играть на сцене, а зрители неизменно встречали и провожали его бурными овациями. За последние годы Нариман Алиев сыграл для зрителей Даргинского театра роли в постановках «Двойной капкан» Г. Салихова, «Насилие» Р. Нурова, «Ханума» А. Цагарели, «Гульжанат» С. Алиевой и др. Имя Наримана Алиева принадлежит к блестящей плеяде выдающихся творческих личностей XX века, чьими талантом и неисчерпаемой энергией первопроходцев создавалась современная культура Дагестана. Руководство и коллектив Даргинского театра выражают глубокое соболезнование родным и близким Наримана Магомедовича, разделяя горечь и скорбь безвременной утраты. Для всего нашего коллектива и культурной общественности Дагестана это большая и невосполнимая потеря. Любим, помним, скорбим…